Елена Владимировна Калюжная, учитель-дефектолог
Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога по литотерапииТема: «В гостях у Хозяйки Медной горы». Образовательные задачи: · осуществлять взаимодействие тифлопедагога и педагога-психолога по активизации и развитию сохранных анализаторов; · учить правильно, называть камни, обследовать их; · учить аргументировать свои ответы; · закрепить навыки ориентировки в пространстве; · закрепить знания объемных тел; · формировать словарь; · развивать описательную речь; · формировать зрительно-двигательные умения при обследовании геометрических фигур; · развивать исследовательскую деятельность; · закрепить умение работать с палочками Кьюизенера. Воспитательные задачи: · воспитывать желание совершать добрые поступки; · развивать нравственно - волевые качества; · учить доводить начатое дело до конца; · воспитывать желание оказать помощь игровым персонажам; · развивать эмоциональную сферу чувств; Коррекционные задачи: · активизировать зрительные функции; · развивать слуховое восприятие; · упражнять в определении глубины пространства; · развивать прослеживающие функции; · развивать мелкую моторику; · учить видеть изображение камня в зашумлённом рисунке; · развивать осязательное восприятие; · развивать цветовосприятие. · упражнять в умении определять камни на ощупь; · учить соотносить цветное изображение камней с контурным изображением Методы: Наглядно - словесные, словесно - практические, практические. Приёмы: Вопросы к детям, беседа, художественное слово, практические действия детей, упражнения, создание проблемных ситуаций, ТСО, игровая мотивация, подведение итога. Оборудование: · рисунки на зашумлённом фоне; · аудиозапись: « Звуки природы», «Горный ручей» · коррекционные игры: «Узнай и назови камень», «Узнай изображение», «Соедини по точкам», «Дорожный указатель», «Волшебный короб»; · два фланелеграфа; · магнитная доска; · цветные и контурные изображения камней; · лист с нарисованными точками, фломастер; · подставки, «Волшебный короб»; · игрушка Хозяйки Медной горы, игрушка Гном; · оборудование для проведения опыта. Ход занятия Тифлопедагог: Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Прислушайся, пожалуйста, что за звуки ты слышишь? Звучит аудиозапись «Горный ручей» Ребёнок определяет по звуку. Ч то это? Тифлопедагог: А как ты определила, что это именно горный ручей? (вода течёт с гор, перекатывает камешки, и они становятся разной формы, величины) Да сегодня мы отправимся в гости к Хозяйки Медной горы. В горах живут много разных животных, птиц. А кто из сказочных героев там живёт? Правильно гномы. Хозяйка Медной горы. Далеко в горах живут гномы, которые добывают камни в пещерах. Вот один из таких гномов и пришёл к нам сегодня в гости. Гном к нам идёт Волшебный короб он несёт Руку в короб опусти И камень ты найди Тифлопедагог: Посмотри, пожалуйста, какой интересный короб нам принёс гном, он тоже улыбается, потому что чувствует, что здесь находятся друзья, которые знают, как нужно правильно и бережно относится к камням. Тифлопедагог: Постарайся на ощупь найти среди других предметов именно камни. Игра « Волшебный короб» В ящике лежат несколько предметов и 2-3 камня, нужно достать только камни. Тифлопедагог задает ребёнку вопросы: Как ты узнала, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тяжелый, легкий, твёрдый, крепкий и др.) Ребёнок на ощупь находит камни (лечебные) среди других предметов (киндер-сюрпризов, шариков, кольца, цилиндра, крышки, игрушки и т.д). Гном предлагает отправиться в путешествие, но сначала надо выполнить следующее задание: Гном: Если правильно соединить все точки, то можно узнать, куда мы сегодня отправимся Игра «Соедини по точкам» (получается изображение горы). Тифлопедагог: Да сегодня мы отправимся в гости к Хозяйки Медной горы. Давайте вспомним эту сказку. Краткий пересказ сказки «Каменный цветок» Гном: Я принёс камень, который поможет нам путешествовать. Если загадать желание, то он перенесёт нас к волшебной горе. Но прежде, чем отправится в путешествие, давайте вспомним свойства камней Игра «Исследователи» Ребёнку предлагается обследовать и назвать свойства камня - азурит в сравнении с другими камнями. Определение цвета и формы.
Тифлопедагог: Теперь нам нужны, будут очень чувствительные пальчики.
Две руки две сестры Рисуют, лепят, моют Помогают нам играть И друг друга обнимать Разотру ладошки сильно Каждый пальчик обниму На замочек их закрою И тепло поберегу Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики Каждый пальчик поплясал и с себя усталость снял. Определение характера поверхности.
Вывод: камни - твёрдые.
Молодец, очень внимательная, у меня есть интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Берёт любой камень, кладёт на ладонь, делает вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).Тифлопедагог: Как ты думаешь, что будет с камнем, если положить его в воду? (Гипотезы) Почему ты так думаешь? (Доводы.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения) Опыт. Плавучесть.
Делятся результатом опыта, обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Тифлопедагог: Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках. Составление рассказа о камне - азурит Тифлопедагог: Итак: изучив камень, что ты узнала о нём? (Этот камень называется азурит, он похож на маленькую пирамиду, это объемное тело, он синего цвета, блестящий, твёрдый, шероховатый, по сравнению с малахитом он лёгкий, тонет в воде.) Гном: Мне очень понравилось, сколько разных свойств вы знаете о камнях. Азурит это необычный камень он помогает, лечит наши глаза, укрепляет наше здоровье. В сказочную страну попасть очень просто. Для этого не надо быть ни магом, ни волшебником, а надо быть любознательным. Находится эта сказочная страна не за тридевять земель, в тридесятом царстве, а у нас под ногами. Это - страна камней, в которой много жителей, и все они – разные и непохожие друг на друга: драгоценные, полудрагоценные. Тифлопедагог: А найти дорогу в эту страну нам поможет вот этот дорожный указатель. Сегодня помогать в нашем путешествии будут наши глаза. Если они здоровы, то помогут нам чётче видеть окружающий мир, преодолеть все трудности, которые встретятся на нашем пути. Игра «Дорожный указатель» Соотносят цветные изображения камней с их контурными изображениями с помощью соответствующих верёвочек. Тифлопедагог: А сейчас прикоснись к камню рукой, закрой глаза и мы отправимся в наше путешествие. Тифлопедагог: Далеко находится горы, сейчас мы всё ближе и ближе приближаемся к ним. На столе появляется объемная гора, Данило-мастер, каменный цветок, гномы, камни. Тифлопедагог: Загадка: В каменных палатах Она живёт Драгоценные камни людям даёт Мастеров к себе зазывает и мастерству их обучает. Появляется Хозяйка Медной горы. Хозяйка Медной горы. Гном рассказал мне, что много вы знаете о моих камнях. Вот я сейчас и проверю Игра « Зашумлённый рисунок» Ребёнок находит и обводит пальцем изображение по контуру. Зрительная гимнастика Жили-были наши глазки Были дружными они Мы смотрели, мы играли Наши глазки вдруг устали Надо им скорей помочь- Сделать упражнения Вверх посмотреть Вниз посмотреть А потом по сторонам Налево посмотреть Направо посмотреть Смотрим близко Смотрим вдаль Закрываем глазки - раз Отдыхаем мы сейчас Быстро-быстро поморгаем Открываем-закрываем Глаза часиками стали И как стрелки побежали (Движение глазами по кругу) Раз, два, три так повторять Если будем выполнять То не будем уставать. Хозяйка Медной горы: Справилась, молодец, а расскажи мне, для чего нужны камни (для украшений делают бусы, кольца, колье). Много разных людей стремятся увидеть мои богатства, но не многие могут это сделать. Тифлопедагог: В кого превращается Хозяйка Медной горы, чтобы увидеть, как ведут себя люди в её владениях (в ящерицу). Почему? Закрепляют правила поведения: громко не разговаривать, не бегать, не ломать камни, не пугать животных, не мусорить. Тифлопедагог: А ты знаешь, Уважаемая Хозяйка Медной горы, что много книг мы прочитали и про камни всё узнали …………………… Работа с интерактивной доской Много книг мы прочитали И про камни всё узнали Где рождаются, живут И откуда их берут Камни разные бывают Под землёй их добывают Небеса нам их дают Разный цвет есть у камней Белый, серый, голубой Выбирай на вкус любой В крапинку, в полосочку В дырочку и в точечку Крупный, плоский и большой Маленький, бесформенный Вот какой он непростой Друг природы неживой Минералы, самоцветы Горные породы Все они часть природы Имена у всех бывают Камни тоже называют Азурит, бирюза, гранит, рубин, аметист, изумруд, малахит, опал, лазурит, алмаз Всё для нас Когда с камнями мы играли Много свойств мы их узнали Цвет, форму, величину Их поверхность, глубину Обследовали, рисовали Даже в воду опускали Камень украшеньем может быть И на пользу нам служить Для здоровья камень Нужен и для глаз оберегом он послужит Он поможет, исцелит Никому не повредит Мир камней многообразен Удивителен, прекрасен Будем с камнем мы дружить Дружбой надо дорожить. Физкультминутка Руки на пояс поставим вначале Влево и вправо Качнём мы плечами Ноги на пятку поставим вперёд Сделаем дружно мы поворот Ну а теперь глубоко мы вздохнём Дружно присядем и отдохнём. Хозяйка Медной горы: Хорошо я открою вам свои богатства и покажу чашу, которую сделал Данила - мастер, если правильно назовёте мои камни Игра «Узнай и назови камень» Называют все камни (янтарь, малахит, азурит, розовый кварц, синий агат, цитрин, изумруд, рубин, бирюза и др.) Игра «Соотнеси по цвету». Соотносят по цвету камни и цветы Тифлопедагог: Ты устала, и Хозяйка Медной горы приглашает тебя отдохнуть и послушать сказку об одном из её камней. Релаксационная сказка Ребёнок ложится на диван, закрывает глаза, на угол глаза кладётся камень - азурит. Ритуал входа. Психолог: А теперь представь себе, что ты находишься внутри горы, в волшебной пещере. Там темно, но тебе комфортно, спокойно. А сейчас ты видишь, как вдалеке появляется синий цвет. Ты приближаешься к нему всё ближе и ближе. Видишь камень - азурит, от которого во все стороны расходятся лучи синего света! Эти лучи освещают стены, потолок, пол пещеры. Вся пещера наполняется необычным, синим сиянием. Ты подходишь ближе, и синий свет освещает твои руки, поднимается всё выше, выше, освещает лицо, проникает в глаза, и наполняет их лечебным, синим светом. От этого глаза становятся сильными, блестящими, ясными. Способными видеть окружающие предметы чётко и ясно. А теперь постарайся запомнить эти приятные ощущения и сохранить впечатления от них в течение всего дня. А теперь вздохни поглубже, выдохни и открой глаза. Ритуал выхода Тифлопедагог: Спасибо тебе, за то, что ты показала нам свои богатства. Мы тоже хотим подарить тебе свой цветок, чтобы он тоже радовал твоих гостей. Работа с палочками Кюизенера Хозяйка Медной горы благодарит за такой подарок. Тифлопедагог: Мы много сегодня путешествовали, узнали много нового, а сейчас давай отдохнём. ПАЛЬМИНГ Расскажу я сказку Жили, были в сказке глазки Сложим ладошки и сильно потрём Сильно-пресильно, чтоб разогрелись Потом аккуратно к глазкам прижмем Реснички опускаются Глазки закрываются Мы спокойно отдыхаем Дышим легко, ровно, глубоко Наши глазки отдыхают Хорошо нам отдыхать Но пора глазки открывать. Тифлопедагог: А теперь нам пора возвращаться домой, давай мы опять прикоснёмся к нашему камню, закроем глаза и представим, как луч синего цвета перемещает нас обратно в детский сад. Подведение итога Тифлопедагог предлагает рассказать о том, что нового и интересного узнали во время своего путешествия. 30 июня 2023 в 15:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.