Елена Владимировна Калюжная, учитель-дефектолог
Занятие для детей подготовительной группы с нарушением зрения «Приключения домовёнка Кузи»Тема:"Приключения домовёнка Кузи" Образовательные задачи: · осуществлять взаимодействие тифлопедагога и воспитателей у детей с депривацией зрения, активизации и развитию сохранных анализаторов; · учить ранжировать предметы по высоте; · закреплять навыки счёта в прямом и обратном порядке; · учить решать задачи; · определять время по часам. Коррекционные задачи: · развивать прослеживающую функцию глаз; · развивать бинокулярное зрение; · формировать сенсорный опыт детей; · развивать слуховое восприятие · стимулировать зрительно-поисковую деятельность · тренировать глазодвигательные мышцы. Методы: Наглядные, словесные, практические. Приёмы: упражнения, художественное слово, вопросы к детям, напоминание, поощрение, ТСО, подведение итога.
Оборудование: демонстрационный и раздаточный материал для практической работы детей, макеты часов, игрушки домовёнка Кузи и Нафани, набор предметов геометрической формы, набор цифр, таблицы задач. Ход занятия Слышится шорох, сопение, кряхтение (звучит грамзапись) Тифлопедагог: Дети, вы слышите эти странные звуки? Давайте, мы постараемся определить, откуда они доносятся, и кто их произносит? (развитие слухового внимания, формирование навыков макроориентировки в пространстве). Дети определяют направление своего движения, словесно обозначая его в речи. Находят домовёнка Кузю, который громко спорит с другим сказочным персонажем – Нафаней. Кузя предлагает Нафане отправиться на поиски нового дома, потому что старый сломали. Тифлопедагог: Куда же вы направитесь? Домовёнок показывает на картину, изображающую новый микрорайон и выражает желание поселиться в самом высоком доме, но не знает, как его найти? Тифлопедагог предлагает детям научить домовёнка Кузю и его друга определить высоту зданий с помощью условной мерки. Дети выполняют задание и находят здание определённой высоты. Кузя обращает внимание детей на макет площади, состоящей из разных геометрических фигур. Кузя: Что это за странная площадь? Не пойму , какой она формы, а вдоль неё такие необычные дома и растения, не могу определить какой они формы? Лафаня, ты не знаешь? Нафаня: Ну, эти, ну как их, забыл. Тифлопедагог: Дети, давайте мы поможем определить форму окружающих предметов? Площадь, какой формы? (ответы детей). Правильно, прямоугольной, найдите, пожалуйста, предметы такой же формы (узнавание, называние и нахождение предметов прямоугольной формы, аналогично определяется и другая форма предметов). Тифлопедагог: Кузя, ничего странного в этом нет. Ведь площадь называется »Геометрические фигуры». Давайте мы погуляем по ней и детей наших пригласим. Ну, как, ребята, отправимся на экскурсию. Наберитесь терпения, выдержки, так как нам предстоит преодолеть трудности в пути. Кузя: Нафаня, куда это мы попали, какие то странные знаки? Воспитатель: Дети, как называются эти знаки? Правильно это цифры. Улица так и называется «Счёт». Наши дети знают числа в прямом и обратном порядке. Воспитатель предлагает детям назвать числа в прямом и обратном порядке, приглашают сделать то же самое Кузю и Нафаню, они намеренно ошибаются, дети их поправляют (закрепление счёта). Задание: « Цифры перепутались». Воспитатель предлагает детям разложить на столах цифры в правильном порядке от 0 до 10. Физкультминутка « Игра с мячом». Воспитатель бросает мяч и называет какое-нибудь число. Поймав мяч, ребёнок говорит предыдущее и следующее по порядку число. Нафаня: Кузя я хочу жить в доме № 7, потому что мне сказали, что нечётные числа приносят удачу, но я не знаю, как его найти. Воспитатель: Лафаня мы научим тебя определять чётные и нечётные числа. Задание: « Чётные и нечётные числа» Дети вместе с Кузей и Нафаней определяют и называют чётные и нечётные числа до 10. Тифлопедагог проводит зрительную гимнастику. Зрительная гимнастика Солнышко тучки – летучки считало (дети глаза закрывают и открывают). Серые тучки (глазки вправо), Чёрные тучки (глазки влево), Лёгких – две штучки (глаза вверх), Тяжёлых – три штучки (глазки вниз). Тучки попрятались, тучек не стало (закрыть глазки), солнце на небе вовсю засияло (дети широко открывают глазки и поднимают руки вверх). Дети переходят на следующую улицу, на стенах которой висят плакаты на решение задач. Кузя: Какая интересная улица, как много на ней развешено красочной рекламы. Воспитатель: Это не реклама Кузя, эта улица называется «Весёлые задачи». Мы с детьми часто любим сюда приходить, потому что знаем, как нужно правильно решать задачи. Кузя (огорчёно) А я не умею решать задачи, а мне бы так хотелось то же поиг- рать с такими замечательными картинками. Воспитатель: Не расстраивайся Кузя , мы научим тебя, как решать задачи. И ты тогда можешь со своим другом приходить на эту улицу, всякий раз, когда захочешь. Задание: Решение задач: · Во дворе гуляли курица и три цыплёнка. Один цыплёнок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыплёнка побегут пить воду, то, сколько цыплят останется около курицы? · Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утёнка убегут клевать листочки? · Сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусёнок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусёнка убегут клевать траву? Воспитатель: Дети, а эта улица называется «Время» Задание: « Определи время». Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы и найти часы, которые показывают 8 часов, 9, 10, 12 и 4 часа. После этого педагог ведёт рассказ, по ходу которого ребёнок показывает те или другие часы. · В 8 часов утра встала Машенька, оделась, позавтракала, а в 9 часов уже в детский сад побежала. В 10 часов она с мамой пошла в магазин, а в 12 часов вернулась домой. Машенька пообедала и в 2 часа легла спать. Поспала она два часа и спросила: »Какое сейчас время?» Дети должны назвать и показать на часах. Что это: день или ночь? Утро или вечер? Тифлопедагог проводит дыхательную гимнастику Тифлопедагог: Вот и осталась позади последняя улица, и мы очень рады, что теперь Кузя и ты Нафаня в этом городе не заблудитесь. Дети, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Кузя и ты Нафаня теперь хорошо знаете, город, в котором вы живёте. Мы с детьми будем часто навещать вас. Давайте ещё раз напомним нашим друзьям, какие улицы есть в этом городе и почему каждая из них имеет своё название (подведение итога занятия). 31 мая 2023 в 19:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.