Елена Владимировна Калюжная, учитель-дефектолог

Занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы с депривацией зрения ( взаимодействие тифлопедагога и воспитателя)

Тема: « Путешествие в страну волшебных фигур».

Образовательные задачи:

· осуществлять взаимодействие тифлопедагога и воспитателей по ФЭМП у детей с депривацией зрения, активизации и развитию сохранных анализаторов;

· учить создавать из геометрических фигур (по образцу) другие геометрические фигуры;

· учить разделять геометрические фигуры на части, являющиеся также геометрическими фигурами;

· закреплять умение выделять элементы геометрических фигур;

· закрепить знание прямого и обратного счёта;

· закрепить знания последовательности дней недели;

· развивать осязание и мелкую моторику.

· развивать описательную речь.

Коррекционные задачи:

· стимулировать зрительно- двигательную активность детей и зрительно-моторную координацию;

· развивать фиксацию взора и прослеживающую способность глаз;

· формировать зрительно-двигательные умения обследовать и узнавать геометрические фигуры;

· закреплять умение выделять геометрические фигуры на рисунке и в окружающей обстановке;

· развивать творческое воображение.

Методические приёмы:

· показ тифлопедагогом и воспитателем и совместное выполнение отдельных элементов задания; 

· словесная инструкция тифлопедагога и воспитателя;

· вопросы к детям;

· словесно-практические.

Оборудование: фланелеграф, подставки для детей  со сходящимся косоглазием, детали игры « Волшебный квадрат» по числу детей, образцы « Волшебных квадратов» для их разделения путём проведения отрезков по числу детей, образцы частей «Волшебного квадрата» для его разделения на фланелеграфе, детали игры» Волшебный квадрат» и « зелёная поляна» по числу детей, дорожки по числу детей.

                                       Ход занятия

 Разминка для ума (организационный момент).

 Детям раздаются геометрические фигуры – эталоны, которые обследуются  зрительным и осязательным способами. Затем по отличительным признакам дети узнают фигуры. Тифлопедагог предлагает детям не только выбрать заданные геометрические фигуры, но и, используя метод эмпатии (ТРИЗ) описать данную фигуру:

1. Выберите среди данных фигур треугольник. Докажите свой выбор, используя два признака (три угла, три стороны)

2. Я четырёхугольник, у меня все стороны равны, а углы- прямые (квадрат), Найди и назови.

3. Верно ли, что эта фигура прямоугольник? Используйте два признака (четыре угла, противоположные стороны равны).

4. У меня четыре угла и четыре стороны, Дай название этой фигуре (четырёхугольник).

Тифлопедагог: Дети, сейчас вам ворона прочитает историю, как обычный квадратик стал полезным. Жил на свете квадратик (показывает). Однажды надоело ему лежать в коробке, и он подумал: « Парень я не робкий, а лежу, всё время в коробке. А может я лучше всех, может, ждёт меня громадный успех? Хватит лежать, никого не обижать, покачу, погрохочу, сделаю, что захочу!» И прыгнул вниз со стола.

Посмотрел Квадрат вокруг, покатился он среди одуванчиков и вдруг видит, подскочили к нему два кузнечика. Они совсем уже собрались его пилить, чтобы два прямоугольника получить (показ воспитателя), но квадратик только засмеялся : » Я всегда остаюсь одинаковым.- И стоя, и сидя, и лёжа! У меня все стороны равны, не то, что у некоторых, на меня слегка похожих.

А однажды случилось вот что. Одна собачка (показывает)  заблудилась в лесу. Она шла наугад сквозь чащу и встретилась с квадратом. Собачка обратилась к нему за помощью: « можно, я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом.?- спросила она у квадрата. Но ничего она не увидела. Тогда  она попросила  квадрат перевернуться и залезла  на другую сторону. Но как известно, что все стороны  у квадрата одинаковые. Поэтому и на сей раз собачка ничего не увидела из- за деревьев. Обидно стало квадратику, что он не может помочь собачке. « Разорви меня пополам, да соедини половинки вот так (показывает воспитатель, просит детей провести линии сверху вниз». Получилось 2 прямоугольника. они встали во вест свой рост ( показ). Получился вот такой прямоугольник! Собачка забралась на него и оказалась выше деревьев. Благодарная собачка ( лает, кувыркается) сказала прямоугольнику: « Вы, оказывается, полезная фигура!» « Ну что вы!- скромно улыбнулся прямоугольник. Я такой неуклюжий. Если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. А если лягу на бок, то буду низким и толстым (показ). Просто мои стороны разной длины: две-длинные, а две – короткие. Иногда это бывает очень удобно».

Обиженный тем, что прямоугольник оказался полезнее, квадратик попросил собачку разорвать прямоугольник пополам, чтобы стало сразу  четыре важных квадрата (воспитатель показывает, просит детей провести линию слева направо)

Зрительная гимнастика (проводит тифлопедагог)

Вот в таком виде наш квадратик по приглашению собачки пошёл искать её дом. Но  уже наступила ночь, и они решили отдохнуть. А где же взять кроватки? Да, вспомнил квадратик:» Я же могу быть полезным, если разделюсь на прямоугольники». « Раздели меня, будет тебе кровать!»

Воспитатель показывает разделение маленького квадратика (пополам-линия сверху вниз-получилось 2 прямоугольника; один прямоугольник делится пополам-линия слева направо, получается 2 маленьких квадратика; затем каждый маленький квадратик линией слева - направо ещё делится пополам; результат0один большой прямоугольник и 4 маленьких).

Собачка попросила: »Раз ты такой полезный, может у тебя и домик получится? и квадратик подумал: »Какой же дом может быть у собаки, как мне разделиться, чтобы собачке повеселиться?

Тифлопедагог:  Если вы отгадаете загадки, то догадаетесь, что нужно сделать: вот дерево стоит в  лесу , детей веселит на новый год. На что оно похоже и как называется? (треугольник, ёлка). У Буратино на голове такая же есть тоже, похожая на треугольник (шапка), а у собачьего домика, что похоже на треугольник ( крыша).

Значит надо делится на треугольники, правильно дети. Так подумал и квадрат. Поделил квадрат с помощью собачки один из своих маленьких квадратов вот так ( показывает тифлопедагог, надо провести линии из верхнего угла в нижний правый- получилось два треугольника; из нижнего левого в правый верхний угол-получилось четыре треугольника. А затем и дом для собачки был готов.

Утром друзья двинулись в путь. Но к ним прилетела ворона:»Помогите, помогите! Злые силы все поляны наши разрушили, траву вырвали. Квадратик, у тебя много частей, поляны нам ими заклей!». А квадратик отвечает:»Бери мои части да лети к ребятам, быстрее самолёта. Они тебе помогут». Ребята поможем лесным жителям. Только сначала полетаем как самолёт.

Физкультминутка » Самолёт»

Руки в стороны - в полёт отправляем самолёт, правое крыло вперёд, левое крыло вперёд. Раз, да, три, четыре - полетел наш самолёт.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть в игру «Дни недели»

Игра «Зелёная поляна»

Воспитатель раздаёт детям детали « Волшебного квадрата» и «Зелёную поляну»

1. найдите и разложите отдельно похожие фигуры (из всего комплекта »Волшебный квадрат»), назовите их.

2. рассмотрите внимательно поляну.

3. заполните недостающие части поляны сначала квадратами, затем треугольниками и прямоугольниками.

4. заполните недостающие части поляны сначала квадратами, затем треугольниками и прямоугольниками.

5. воспитатель (ворона) благодарит ребят, забирает поляны и приглашает детей на праздник, который устраивают лесные жители.

Тифлопедагог: Прежде, чем отправится в гости , давайте мы сосчитаем, сколько нас( счёт до 10 и обратно).путь этот сложный, поэтому ворона просит ребят запомнить дорожки, по которым они попадут на карнавал.

  Игра »Дорожки»

Дети выкладывают дорожки по образцам. Рассказывают расположение фигур слева направо:

1. на первом месте слева- 4 треугольника, на втором - большой прямоугольник и 4 маленьких прямоугольника, на третьем и четвёртом - квадрат.

2. на первом месте слева- 4 маленьких прямоугольника и 1 большой прямоугольник, на втором - квадрат, на третьем- 4 треугольника, на четвёртом - квадрат.

3. на первом месте-квадрат, на втором квадрат, на третьем- 4 треугольника, на четвёртом- 4 маленьких треугольника и 1 большой.

4. на первом месте- 1 большой прямоугольник и 4 маленьких, на втором – квадрат, на третьем - квадрат, на 4- 4 треугольника.

Затем они меняются «дорожками», внимательно их рассматривают, рассказывают, что изменилось.

Тифлопедагог: Какая фигура первая (последняя)? Что справа от квадрата? (четыре треугольника) и т.д. вопросы задаются каждому ребёнку.

 «Молодцы, ребята! Теперь мы встретимся с квадратом на следующем занятии на празднике в лесу. А вот и собачка прибежала и тоже вас благодарит. Подводится итог занятия. Каждому ребёнку раздаются поощрительные призы.

4 сентября 2022 в 09:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.