Елена Владимировна Калюжная, учитель-дефектолог

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя по организации и проведению занятия по ФЭМП для детей старшей группы с депривацией зрения.

Тема: «Зоопарк».

Образовательные задачи: 

• осуществлять взаимодействие тифлопедагога и воспитателей по ФЭМП у детей с депривацией зрения, активизации и развитию сохранных анализаторов; 

• закрепить  навыки количественного счёта;

• учить ранжировать предметы по длине, высоте;

• учить решать задачи;

• развивать умственные способности;

• умение считать двойками;

• устанавливать равенство и неравенство предметов;

• соотносить количество предметов с нужной цифрой;

• развивать связную речь

Коррекционные задачи:

• учить ориентироваться на микроплоскости;

• развивать мелкую моторику;

• стимулировать зрительно-поисковую деятельность

• тренировать глазодвигательные мышцы.

• развивать зрительное внимание.

Методы:

наглядные, предметно -  практические, словесные

Приёмы:

художественное слово, вопросы к детям, напоминание,  упражнения, поощрение,    подведение итога.

Оборудование: демонстрационный и раздаточный материал для практической работы детей, аудиозапись, заводная игрушка – воробья, схема зоопарка, клетки с живот-ными, таблица с нарисованными предметами, набор мисок, набор овощей и фруктов.

                                      Ход занятия

Групповая комната оформлена как зоопарк.

Слышится весёлое чириканье (звучит аудиозапись »Голоса птиц»)

    Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто это нас так весело приветствует? (ответы де-тей). Правильно, это воробей.

Появляется заводная птичка – воробей. 

А давайте спросим у него, откуда он к нам прилетел? Что видел?

Где ты был, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлём поел пшена,

Погостил у носорога.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

  Воспитатель: Воробей, а можешь ты нас тоже провести в зоопарк, ведь мы там никогда не были, нам тоже будет интересно посмотреть животных.

  Воробей: Я приглашаю вас в гости в зоопарк, но я волнуюсь, что вы можете напугать зверей.

  Воспитатель: Не волнуйся воробей, наши дети знают правила поведения в зоопарке. Давайте вспомним, как нужно себя правильно вести (дети вспоминают правила).

Группа оформлена под импровизированный зоопарк, стоят клетки с животными.

Перед входом в зоопарк висит схема расположения клеток.

Задание:  « Расскажи, как пройти к клеткам животных» (упражнение на ориентировку в пространстве).

Тифлопедагог предлагает детям рассмотреть внимательно схему зоопарка и определить путь своего движения (работа в вертикальной плоскости), активно используя в речи пространственные понятия. Тифлопедагог предлагает детям зрительным путём определить, какая дорожка короче, к  кому мы придём быстрее.

Оказывается, что ближе всех расположен вольер с крокодилами.

Дети подходят к первой клетке, где находится крокодилы. 

Задание: « Какой крокодил самый длинный?»

Тифлопедагог предлагает детям зрительно – осязательным путём определить длину 

крокодилов и посчитать их. Результатом счёта будет являться билет на покупку корма для крокодилов.

Дети слышат (звучит грамзапись), что их приглашают принять участие в викторине администрация зоопарка. Объявляются задания: 

• назовите, у кого самая длинная шея?

• догадайтесь, у кого самые длинные уши?

• назовите у кого самые длинные ноги?

• самый короткий хвост?

Воспитатель и тифлопедагог вместе с детьми подходят к бассейну, где резвятся тюлени.

Задание: « Сколько тюлений плавает в бассейне?»

Воспитатель предлагает детям посчитать, сколько больших и сколько маленьких тюле-ний плавает в бассейне? На сколько маленьких тюлений больше?

Зрительная гимнастика

Тифлопедагог предлагает детям не поворачивая головы, посмотреть налево (на вольер с крокодилами, направо - на бассейн с тюленями, вверх - на птиц, вниз -на траву).

Дети подходят в клетке  молодняка, где резвятся лисята и медвежата, посередине лежит бревно, из-за которого выглядывают ушки 3 лисят и одного медвежонка.

Задание: « Сколько  ушек у  зверюшек?».

На площадке молодняка в зоопарке резвились лисята и медвежата. Вдруг раздался раскат грома. Зверят как не бывало: только маленькие ушки виднеются из-за дерева. Догадайтесь, сколько животных гуляло на площадке молодняка?

Дети подходят к помещению, где распределяют корм для животных. На мольберте висит таблица в верхней части, которой нарисованы цифры от 1 до 7, в нижней части, под ними в кругах нарисованы овощи и фрукты. 

Задание: «Помоги накормить животных»

Тифлопедагог:  Дети, давайте поможем смотрителям зоопарка правильно распределить корм для животных, чтобы им всем хватило. Для этого вы должны соединить количество корма с нужной цифрой.

Дети помогают служителям зоопарка разнести корм для животных.

Коррекционная игра « Найди две одинаковые чашки».

Для того, чтобы медвежата не перессорились из- за мисок, тифлопедагог предлагает детям найти две одинаковые миски из множества других (развитие зрительного внимания).

                                    Физкультминутка

Дети подходят к клетке с жирафами, и тифлопедагог предлагает рассказать о животных, используя слова высокий, пониже, низкий и т.д.

Задание: «Расскажи о животных, используя слова : выше, ниже».

Дети подходят к клетке, где находятся тигры. Воспитатель читает отрывок из произведения Маршака »Детки в клетке».

«Не стойте слишком близко

  Я тигрёнок, а не киска»

Задание: « Реши задачу»

По вторникам тигриная семья получает на обед, кроме мяса, ещё и любимый овощной салат. Сегодня пятница. Сколько дней тигры будут ждать своего салата?

За один день тигрица выпивает 2 пакета кефира, а тигрёнок за 1 день выпивает только 1 пакет молока. Сколько молока и кефира понадобится животным на 2 дня?

Слон выпивает за один день 2 ведра воды, а тигр – 1 ведро. В зоопарке каждому животному заготовили по 4 ведра воды. На сколько дней хватит воды тигру и слону?

По радио объявляют о закрытии зоопарка. Дети благодарят воробья и прощаются с животными.

Подведение итога.


30 апреля 2022 в 08:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.