Елена Владимировна Калюжная, учитель-дефектолог
Консультация на тему:««Охрана зрения детей дошкольного возраста и создание условий для развития и коррекции детей с депривацией зрения»«Охрана зрения детей дошкольного возраста и создание условий для развития и коррекции детей с депривацией зрения» Охрана физического и психического здоровья детей является на современном этапе одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации. Статистические данные департамента образования последних лет показывают, что к первой группе здоровья может быть отнесено только 40% детей дошкольного возраста. При этом даже среди них отмечается снижение порога жизнеустойчивости, выносливости, а так же быстрое истощение резервных сил организма при дополнительной нагрузке. У оставшихся 60% дошкольников чаще всего диагностируется ряд расстройств, в том числе и патология органов зрения. Между тем зрение позволяет воспринимать около 80% информации об окружающем мире. Недаром народная мудрость гласит: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому наряду со многими вопросами воспитания и обучения детей важную роль играет охрана их зрения. Наиболее распространёнными нарушениями зрения у детей дошкольного возраста являются близорукость и дальнозоркость. По статистике число таких детей в дошкольном возрасте увеличивается в два раза. 15% до 20% детей, поступающих в первый класс, имеют остроту зрения ниже единицы, правда значительно вследствие дальнозоркости. Близорукий ребёнок плохо видит предметы, находящиеся далеко от него и для того чтобы их рассмотреть, часто прищуривается. Морщит лоб, напрягается. Что вызывает излишнее утомление. дальнозоркий ребёнок плохо видит предметы, как близко, так и далеко расположенные от него(вдали лучше. Чем вблизи), и для того чтобы рассмотреть их, должен так же напрягаться. Это напряжение становится особенно значительным, если он рассматривает мелкие, близко расположенные предметы или пытается писать или читать без очков. Дальнозоркость и близорукость в большинстве случаев развивается уже в дошкольном возрасте. Поэтому желательно, чтобы воспитатель, особенно старшей и подготовительной к школе групп, знал остроту зрения ребёнка. В нашем детском саду его определяют м / ортоптистки, с помощью таблиц. Такая таблица состоит из одной строки с изображением либо букв, либо фигурок, размеры которых соответствуют нормальной остроте зрения. В дошкольном возрасте следует пользоваться изображением фигурок или колец. В последнем случае ребёнок должен определить, куда направлен разрыв в кольце (вверх, вниз, вправо, влево). Острота зрения проверяется при естественном освещении, сидя на расстоянии 5м от таблицы. Вначале проверяют правый глаз, затем левый. Если ребёнок правильно называет все знаки в одной строке или неправильно называет один знак, острота зрения считается нормальной. Если ребёнок допускает две и более ошибки в строке, острота зрения считается пониженной. Результаты фиксируются в специальном протоколе. При нормальной остроте зрения ставиться знак»+», при пониженной»-«. Знание особенностей зрительного восприятия дошкольников позволяет воспитателям создать специальные условия для его развития и коррекции. Для зрительного восприятия благоприятны такие условия, как достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения. Рассмотрим их подробнее. Помещение должно быть достаточно освещено. В понятие достаточной освещенности входит: яркость фона, равномерное распределение яркости в поле зрения. Ограничения от источников света. Устранение резких и глубоких теней, приближение спектра излучения искусственных источников к спектру дневного света. Следует подчеркнуть, что даже в выстроенных по типовым проектам зданиях детских учреждений и при их гигиенически соответствующей ориентации (юг. Восток, юго-восток) света нередко бывает недостаточно, что связано с неправильной эксплуатацией помещений. Поэтому нельзя забывать о правильном креплении занавесей на окнах и расположении комнатных растений. предпочтение следует отдавать лёгким светлым занавесям, которые навешиваются по краям оконных проёмов, а так же в виде ламбрекена-оборки по всей ширине окон, не загораживая их остекленение. Не допускается гардинное полотно, даже очень прозрачное, так как в нём скапливается пыль, что заметно снижает освещённость. Нельзя ставить на подоконники растения в больших горшках с высокой густой зеленью, их следует размещать в простенках. Стёкла окон должны содержаться в чистоте. Запылённость окон снижает освещённость до 40%. Поэтому возникает необходимость еженедельной протирки стекла окон изнутри и не менее одного раза в каждый сезон снаружи. С праздничным, в том числе новогодним оформлением окон, особенно с приклеиванием к стеклу снежинок, фигурок, картинок, можно смириться на Один-два дня. Освещённость помещений зависит также от окраски потолка, стен, мебели. Поэтому следует выбирать светлые, тёплые тона с высоким коффициэнтом отражения. Потолки и стены выше 1,5 м от пола-белые, нижняя часть стен может быть светлее бежевого теплого тона (самый комфортный цвет), цвета топлёного молока, разных светлых оттенков жёлтого, пол-светлый; рабочие поверхности столов и стульев - светлого цвета натуральной древесины, учебная доска-коричневая, светло-зеленая. Однако даже при выполнении всех этих условий в дошкольном учреждении нередко приходится прибегать к дополнительному искусственному освещению в дневные часы, так называемому совмещённому освещению (особенно в пасмурные дни). Бытует мнение, что такое освещение вредно для глаз. Это неверно. Совмещённое освещение обеспечивает нормальные условия для работы функций зрительного аппарата и зрительного восприятия окружающих предметов. Вредным являются занятия в сумерках. Поэтому обязательным условием организации занятий со сниженной естественной освещённости является использование дополнительного искусственного освещения. Предпочтительнее всего иметь в детских садах светильники ск-300 или разрешённые люстры с мягким общим освещением. В комнате размером 62 м2 обычно следует размещать 6 светильников. Их общая электромощность должна составлять 1800вт. А удельная мощность на 1м2-30вт. Правильное размещение светильников принято в два ряда по три светильника. Расстояние от стен до светильников рекомендуется соблюдать в 111.5 м, между рядами-3м, что обеспечивает равномерное освещение комнаты. Для обеспечения достаточной освещенности рабочего места столы, за которыми сидят дети, ставят ближе к светонесущей стене на расстоянии 0.5м, так чтобы свет падал слева. Детей с низкой остротой зрения следует усаживать за первые столы. Кроме того, они должны сидеть за столами ближе к той стене, у которой освещённость выше (с окнами). Мебель должна быть подобрана в соответствии с ростом детей. Если мебель соответствует росту ребёнка, то он ровно держит голову, туловище, спину, плечи, не наклоняется (особенно голову) во время занятий. При правильном положении туловища расстояние между глазами ребёнка и рабочей поверхностью должно быть равно 30-35см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительного восприятия. Поэтому важно следить за правильной осадкой детей за столом в течение всего занятия. Кроме того, воспитатель осуществляет контроль за тем, чтобы дети не снимали очки и не подглядывали из-за очков, что наблюдается у младших дошкольников (особенно если рёбёнок не привык носить очки). Следует учитывать, что дети с нарушением зрения значительно больше времени тратят на то, чтобы рассмотреть предметы, опознать их по характерным признакам. Зная особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения, воспитатели должны способствовать полноценному познанию ими окружающего мира. Поэтому в образовательном процессе таких дошкольников чаще всего используется комплексный метод-наглядно-словесно-практический, который способствует прочному усвоению знаний и навыков. Так как у детей с нарушениями зрения страдают различные зрительные функции(острота зрения, поле зрения, цветоразличение, бинокулярность и др.), то к подбору и использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистическое изображение. Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идёт демонстрация, и демонстрационном материалом. При предъявлении предметов и обьектов надо убирать из поля зрения детей всё лишнее, отвлекающее их: игрушки, картины и другие предметы. Предметы и объекты, которые демонстрируют фронтально, то есть для всех детей одновременно, располагают на доступном для зрительного восприятия расстоянии. Индивидуальный иллюстративный материал (игрушки, рисунки и др.) дети должны рассматривать на расстоянии не менее 30-35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). На таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают. Во время рассматривания картины нельзя допускать ответов с места, пока воспитатель не убедится в том, что ребёнок видит то, о чём его спрашивают. Поэтому лучше давать дошкольнику возможность рассматривает и отвечать на вопросы, стоя у картины. При этом воспитатель своими вопросами помогает ребёнку выделять в картине главные и второстепенные объекты, побуждает его к активному восприятию содержания. Для рассматривания иллюстрации или рисунка их обязательно надо ставить на подставку для демонстрации книг. Это позволяет ребёнку изучать их не наклоняясь. Для анализа картины-образца и рисования хорошо использовать мольберты. Используемая а образовательном процессе доска(возможна магнитная) должна быть тёмно-зелёного или коричневого цвета и не иметь бликов). Чтобы снять блеск с крашенной доски сразу после покраски и просыхания её протирают нашатырным спиртом столовая ложка на стакан воды). Мел должен бять хорошего качества, мягким, в идеале жёлтого цвета. При показе практических действий(вырезывание, лепка, рисование, конструирование и др.) воспитатель приглашает детей к своему столу. однако не следует постоянно использовать использовать образцы действий и их показ, так как это может привести к снижению умственной активности и самостоятельности детей. С учётом зрительной нагрузки интеллектуально-двигательной активности дошкольников составляется сетка занятий. При этом важно учитывать временные нормативы проведения занятия в целом: в младшей и средней группе-10-15 минут, в старшей-2025минут, в подготовительной к школе группе 25-30 минут. Воспитателям во время занятий важно регулировать длительность напряжения аккомодации глаз, не допускать их перенапряжения. достигнуть этого можно при своевременной смене заданий. Непрерывная зрительная работа на занятии не должна превышать 5-7 минут в младшей группе детского сада, 10 минут в средней группе и 15-20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. О нарушении указанного лимита времени зрительной нагрузки свидетельствуют следующие признаки: изменение позы и поведения ребёнка, чрезмерное приближение предметов к глазам во время разных видов деятельности. Требующих активного участия зрения, частое прищуривание, протирание глаз (будто что то мешает), закрывание одного глаза, поворот головы в сторону и другое. В связи с этим в ходе занятия обязательно нужно проводить одну-две физкультминутки. Например, на занятиях по рисованию, аппликации, конструированию, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим и развитию речи целесообразно приглашать детей к окну, чтобы посмотреть на дальние и близкие объекты и понаблюдать за состоянием погоды, движением транспорта. Для проведения физкультминутки можно воспользоваться специальным комплексом упражнений. Приведу примеры упражнений для данного комплекса . Упражнения, снимающие утомление и усталость глаз 1. Крепко зажмурить глаза на 5-7 секунд. Затем широко открыть. Можно повторить несколько раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз. 2. Быстро моргать в течение 30-60 секунд. Упражнение улучшает кровообращение глаз 3. Держать палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на его кончик и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз. Облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их. 4. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы. Повторить3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию сосудов глазного яблока. 5. Вращать глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. 6 раз влево, 6-вправо. 6. Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-50см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки. 7. Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать руку и перевести взгляд на кончик носа. С закрытыми глазами переводить взгляд вправо, влево, вверх, вниз не поворачивая головы. 8. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-4 секунды, затем перевести взор на кончик носа и смотреть на него 3-5 секунд. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ 1. ПЛОТНО ЗАКРЫТЬ И ШИРОКО ОТКРЫТЬ ГЛАЗА. ПОВТОРИТЬ 5-6 РАЗ С ИНТЕРВАЛОМ В 30 СЕКУНД. 2. ПОСМОТРЕТЬ ВВЕРХ, ВНИЗ, ВПРАВО, ВЛЕВО, НЕ ПОВОРАЧИВАЯ ГОЛОВЫ. 3. ВРАЩАТЬ ГЛАЗАМИ ПО КРУГУ: ВНИЗ, ВПРАВО, ВВЕРХ ВЛЕВО, И ОБРАТНО. 4. ОТВЕСТИ ВЗГЛЯД ВПРАВО, ВЛЕВО, НЕ ПОВОРАЧИВАЯ ГОЛОВЫ. 5. ПОДНЯТЬ ГЛАЗА ВЕРХ, ГОЛОВА НЕПОДВИЖНА, ЗАТЕМ ОПУСТИТЬ ВЗГЛЯД ВНИЗ. Указанные упражнения можно выполнять стоя или сидя. затем следует предложить детям походить или побегать по комнате , сделать несколько упражнений на активизацию общих движений. Благодаря физкультминутке работоспособность детей повышается. При проведении занятия с непосредственной опорой на зрение следует переключить детей на деятельность, не требующую напряжения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.) если невозможно изменить характер самого занятия, то необходимо повысить эффективность 10-минутного перерыва между занятиями. По окончании первого занятия полезно предложить детям подойти к окну и в течение 2-3 минут смотреть вдаль. Целесообразно повторить и после второго занятия. При оценке эффективности проведения подобного рода занятия следует использовать валеологический подход. По мнению академика н.м. Амосова, это значит-обеспечить высокий уровень душевного комфорта, увеличивающий приток жизненных сил от начала до конца занятия. Это предполагает создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий и овладение педагогическими приёмами и методами организации взаимодействия педагога с детьми. Анализ подобного занятия должен включать оценку: · Гигиенических требований к его организации и рабочему месту с учётом, в нашем случае, особенностей зрения детей (имеющих зрительное нарушение) · Внимательного отношения к детям с нарушением зрения; · Использования приёмов для создания доброжелательной атмосферы в группе; · Смены видов детской деятельности (предметной, игровой, продуктивной); · Времени, отведённого для повышения двигательной активности; · Чередования ведущих типов восприятия (зрительного, слухового, двигательного, тактильного) в соответствии с рекомендуемым объемом нагрузки на зрительный анализатор, оптимального сочетания сложности, эмоциональности и продуктивности материалов занятия; · Времени появления признаков реакции торможения (расслабления, потягивания, сонливости, замедленности ответов детей, двигательной расторможенности или нарушения дисциплины и др.); · Использования специальных упражнений для коррекции зрения и развития зрительного восприятия. Коррекционные упражнения с дошкольниками, имеющими недостатки или нарушения зрения, следует проводить индивидуально или с 2-3 детьми (малой группой). Упражнения подбираются (или составляются) воспитателями совместно с тифлопедагогом и врачом-офтольмологом (при активном участии медсестры=ортоптистки). Подобные упражнения тренируют зрительные функции, способствуют формированию у детей достоверных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, развивают зрительное внимание, восприятие и память. Выполнение заданий на соединение разрезных картинок, накладывание на нарисованный контур вырезанной фигуры, подбор фигур по цвету, форме, величине; использование приёмов дорисовывания, перерисовывания, закрашивания, обведение по контуру и другое также развивают зрительные функции и улучшают зрительное восприятие детей с нарушениями зрения. Неблагоприятно чередование однотипных по характеру занятий. Если первое занятие требует статического и зрительного напряжения, желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью. Это может быть физкультурное или музыкальное занятие. Таким образом, соблюдение вышеперечисленных требований является важнейшим условием для охраны и сохранения зрения детей в дошкольном образовательном учреждении
27 декабря 2021 в 21:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.